ТАХОГРАФЫ

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

В соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ № 348 от 16 декабря 2015 г. «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273» срок законности аналоговых тахографов сократился на полтора года — с 1 января 2018 года до 1 июля 2016 года.

В связи с этим все транспортные средства, осуществляющие внутренние российские перевозки, оснащенные аналоговыми тахографами, должны переоборудовать свой транспорт цифровыми тахографами с блоком СКЗИ. В случае нарушения срока по замене аналоговых тахографов, предусмотрены административные штрафы в соответствии с КоАП РФ, статья 11, пункт 23: на граждан (водителей) в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц (механики, инженеры, руководители) — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с КоАП РФ, статья 11, пункт 23 ответственность за тахографы следующая:

«Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации … влечет наложение административного штрафа на граждан (водителей) в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц (механики, инженеры, руководители) — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

— Согласно действующему законодательству проверку соблюдения условий режима труда и отдыха водителей могут осуществлять:

  • ГИБДД, в соответствии с документом «Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»;
  • Ространснадзор, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», в рамках которого функции контроля реализует Госавтодорнадзор, в соответствии с Приказом Ространснадзора от 13 марта 2014 г. № АК-307 фс «Положение об Управлении государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»;
  • Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), в соответствии с ТК РФ и постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 года №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».

Несмотря на то, что ГИБДД и Госавтодорнадзор периодически проводят рейды, выписывают штрафы и предписания, зачастую контроль ограничивается проверкой наличия тахографа и карты водителя. Это видно по данным, выгружаемым с карт тахографа.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г. тахографы не устанавливаются на следующий вид спецтехники:

Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортныые средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажных телевизионных студий.

Тахографы устанавливаются на транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами. Данное требование вступило в силу на основании Приказа Минтранса РФ № 16 от 28.01.2016 г.